Театральное волшебство
Первые годы работы актеры подолгу находились в гастролях. Любопытным фактом является то, что все куклы, имеющиеся на то время в запасе театра, были сделаны самими актерами. А все свои скудные пожитки им приходилось перевозить на небольшой тележке, и лишь в послевоенные годы кукольный театр обзавелся полуторкой.
В то время, когда «Шут» праздновал свое пятидесятилетие в 1975 году, остро возник вопрос о приобретении для театра собственного здания. Но лишь спустя девять лет мечты преобразились в явь, а Воронеж обрел новую достопримечательность. Стоит сказать, что за этот проект архитекторы (Н. Топоев, А. Фролов) и скульпторы (И.П. Дикунов, Э.Н. Пак) были награждены Государственной премией Российской федерации.
Начиная с 1987 и заканчивая 2003 годом, новым руководителем-постановщиком театра кукол был Валерий Аркадьевич Вольховский. Пьесы, поставленные под его руководством, быстро становились настоящими открытиями нового театра. И первым таким открытием стала постановка «Жанны Д’Арк». Именно в ней впервые, за всю историю существования театра, актеры вышли из тени, впервые была убрана ширма, скрывающая их. Это событие сразу же потрясло весь театральный Воронеж. После этого слухи о Вольховском быстро стали распространяться по всему городу, а сам «Шут» вскоре смог выйти на мировой уровень.
Еще при жизни Валерий Аркадьевич стал настоящим человеком театра. Своим творчеством он значительно подтолкнул вперед развитие всего кукольного театра, который нельзя теперь уже назвать простой игрой в куклы. Он смог донести до людей ту незримую связь, объединяющую куклу и ее актера.
Сейчас же каждый уважающий себя режиссер-кукольник старается прислушиваться к советам старого Вольховского театра, работая над своей пьесой.
Отдельного внимания заслуживает и необычная скульптура, расположенная перед кукольным театром. Это памятник трагично известному псу Биму из повести Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Этот пес стал не просто очередным персонажем из книги, он стал ярким символом верности, преданности, мужества; молчаливого упрека в ответ на человеческое безразличие. Скульпторы продумали его расположение так, чтобы он не только находился вблизи театра, показывая свое причастие к литературе, но и в то же время был среди людей, продолжая искать своего хозяина, всматриваясь в лица прохожих.
Интересно то, что лапа и ухо у пса вылиты из бронзы. Установили Бима без пьедестала, сидящим прямо на площади. Его тревожный, с тусклым проблеском надежды, взгляд направлен куда-то вдаль – пес продолжает верно ждать Ивана Ивановича, с которым встретиться, увы, больше ему не суждено.
Не смотря на всю свою «каменность», Бим является любимцем всех жителей города, а в частности детей. Многие из них специально приходят на площадь к четырехлапому другу, чтобы доверить ему свои секреты, рассказать о самом сокровенном. Так что можно сказать, что пусть даже пес и потерял своего хозяина, однако он никогда не был и не будет одинок.